• Климов Владимир Яковлевич, дважды Герой Социалистического Труда

    Владимир Яковлевич Климов родился 11 (23) июля 1892 года в Москве.

    Учился в Комиссаровском техническом училище. В 1918 году окончил МВТУ им. баумана.

    Трудовую деятельность начал в октябре 1917 года инженером-конструктором общества Коломенских заводов (Москва). С июля 1918 по 1931 год работал старшим инженером-лаборантом, начальником отдела, помощником директора научной автомобильной лаборатории, преобразованной затем в Научный автомоторный институт СССР (НАМИ). С 1931 года — начальник технического контроля отдела бензиновых двигателей Центрального института авиационного машиностроения. По совместительству преподавал в Московском высшем техническом училище, Ломоносовском институте и Академии Военно-Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского, руководил кафедрой проектирования двигателей Московского авиационного института.

    Одновременно участвовал в разработке первых советских звездообразных авиационных двигателей воздушного охлаждения М-12, М-23 и других (1925-1927) и первого, самого мощного в то время (ок. 650 кВт (880 л. с.)), 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения М-13 (1925-1930). С 1935 года — главный конструктор авиационных двигателей. К середине 1930-х годов организует производство 12-цилиндрового двигателя М-100, мощность которого была на 30 % больше, чем у аналогичных зарубежных двигателей тех же размеров, а затем серийного двигателя М-103 для бомбардировщиков "СБ".

    В 1935 г. Владимир Яковлевич назначен главным конструктором Рыбинского моторостроительного завода № 26. С августа 1941 г. работал в Уфе на эвакуированном заводе (Уфимский моторостроительный завод).

    В конце 1930-х — начале 1940-х под руководством Климова создаётся ряд мощных серийных двигателей, оснащённых двухскоростным воздушным нагнетателем оригинальной конструкции. Эти двигатели устанавливались на пикирующих бомбардировщиках Пе-2 и истребителях, прославившихся в сражениях Великой Отечественной войны. В послевоенный период в ОКБ под руководством Климова разработан ряд воздушно-реактивных двигателей. В 1947-1949 годах создаются первые отечественные двигатели с центробежными компрессорами для реактивных самолётов.

    В ходе научных исследований и конструкторской работы Климовым были разработаны и внедрены специальная закрытая система жидкостного охлаждения поршневых авиационных двигателей под давлением, воздушный нагнетатель с двухскоростным приводом, усовершенствованная система газораспределения, система питания топливовоздушной смесью мощных и высокооборотных авиадвигателей, предложен ряд оригинальных решений в конструкциях ТРД. Климов внёс существенный вклад в развитие теории смазки, в решение проблем уравновешивания поршневых авиадвигателей и др. вопросов двигателестроения.

    Депутат Верховного Совета СССР второго созыва (1946—1950).

    В. Я. Климов умер 9 сентября 1962 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

    Дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957).

    Четырежды лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1946, 1949).

    Награждён двумя орденами Ленина, орденом Суворова 1 степени, орденом Суворова 2 степени, орден Трудового Красного Знамени и орденом Отечественной войны 1 степени.

    Ответить Подписаться