• Хрюкин Тимофей Тимофеевич, дважды Герой Советского Союза

    Тимофей Тимофеевич Хрюкин родился в городе Ейске Краснодарского края в семье рабочего-каменщика. По национальности русский.

    Трудовой путь Т. Т. Хрюкин начал рано. С 8 лет работал батраком у богатых казаков. Позже убежал из дома и 2 года беспризорничал. Затем работал грузчиком, чернорабочим, молотобойцем в железнодорожном депо.В 15 лет начал учиться в вечерней школе. В 1926 году вступил в комсомол Спустя некоторое время направлен на комсомольскую работу. Избран секретарём Каневского райкома комсомола. Работал и одновременно учился на рабфаке. Член ВКП(б) с 1929 года. После окончания рабфака в 1932 году поступил в сельскохозяйственный институт. В этом же году по партийному набору был принят в Луганскую авиационную школу, которую окончил в 1933 году.

    Служил в частях бомбардировочной авиации. В 1936 году добровольцем записался в состав войск СССР, направленных в Испанию для участия в гражданской войне. Награждён орденом Красного Знамени.

    В 1938 году во время Японо-китайской войны (1937-1945) был направлен в Китай. Командовал эскадрильей, затем авиагруппой. Совершил около 100 бревых вылетов на бомбардировку позиций японских войск. Руководил налётом на аэродром противника на Тайване. Все бомбардировщики под его командованием вернулись назад без потерь.

    Там же, в Китае, 10 августа 1938 года экипаж бомбардировщика СБ в составе командира Т. Т. Хрюкина и штурмана Селиванова якобы потопил некий японский авианосец «Ямато-мару», на котором базировались современные японские истребители И-96, противодействовавшие успешной боевой работе советской авиагруппы в Китае. 22 февраля 1939 года за подвиг, совершённый при выполнении спецзаданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза Т. Т. Хрюкин был удостоен звания ГерояСоветского Союза

    В 1939 году Т. Т. Хрюкин окончил курсы усовершенствования высшего командного состава при Военной академии Генерального штаба. Во время советско-финской войны 1939-1940 годов командовал ВВС 14-й армии. 4 мая 1940 года ему присвоено звание комдива, а через месяц — в связи с введением генеральских званий — генерал-майора авиации.

    Великая Отечественная война застала генерала Хрюкина на юге Украины в должности командующего ВВС 12-й армии. В августе 1941 года назначен командующим ВВС вновь созданного Карельского фронта. В его задачу входила организация прикрытия с воздуха Кировской железной дороги. В этот период Хрюкину приходилось решать огромное количество вопросов, о которых он раньше и не думал: боевые действия ночью, переучивание лётного состава на американские и английские самолёты, перевооружение частей, развитие сети аэродромов, использование средств радионавигации, светомаяков и т. д.

    В июне 1942 года генерал-лейтенанта Хрюкина назначают командующим ВВС Юго-Западного фронта, позже преобразованных в 9-ю Воздушную армию. Хрюкин внедрял разработанную в армии тактику действий штурмовой авиации со средних высот. Разрабатывал планы крупных операций воздушных сил (первая — во время контрнаступления под Сталинградом).

    Во время Сталинградской битвы, когда авиация фронта ещё не сформировалась, и Красная Армия несла большие потери из-за новых самолётов противника, А. С. Чуянов отмечал периодическую несправедливость со стороны командующего А.И,еременко по отношению к Т. Т. Хрюкину.

    В июле 1944 года возглавил 1-ю воздушную армию 3-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики, в операциях в Восточной Пруссии.

    В 1944 году по инициативе и при деятельном участии Хрюкина в Крыму началось восстановление разрушенного фашистами Всесоюзного пионерского лагеря "Артек".

    19 апреля 1945 года присвоено еще звание Героя Советского Союза.

    С августа 1946 года — заместитель Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке. С июля 1947 года — командующий 7-й Воздушнйо армией. С апреля 1949 года — командующий войсками Бакинского района ПВО. В сентябре 1950 года после окончания Военной академии Генерального штаба назначен заместителем Главкома ВВС по вузам.

    Жил в Басманном районе на улице Лубянский проезд, д. 17.

    Однажды во время учений Хрюкин ехал на автомобиле в штаб. Неожиданно на дороге оказалась группа женщин. Шофёр затормозить не успел. Тогда Хрюкин выхватил руль и направил машину в кювет. Врачи спасли ему жизнь, но авария сильно подорвала его здоровье. 19 июля 1953 года он умер. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

    Reply Follow