• Хачатурян Арам Ильич, композитор

    Арам Ильич Хачатурян родился в городе Тифлис (Тбилиси) в Грузии в армянской семье 24 мая (6 июня) 1903 года. Был четвёртым сыном в семье переплётчика Ильи (Егия) Хачатуряна и Кумаш Саркисовны. С детства любил музыку, в школьной капелле играл на фортепиано, горне и тубе, но родители не одобряли его увлечение, и серьёзно заняться музыкой он смог лишь в 19 лет.

    В 1921 году 18-летний Хачатурян вместе с группой армянской молодёжи приехал в Москву, где уже давно жил и работал его старший брат, Сурен Хачатурян, театральный режиссёр. Он поступил на подготовительные курсы Московского университета и стал студентом биологического отделения физико-математического факультета; однако спустя год покинул университет и поступил в Гнесинское музыкальное училище, где обучался игре на виолончели и фортепиано, брал уроки композиции. Михаил Гнесин обратил внимание на одарённого ученика и помог ему. Окончил училище в 1929 году.

    В эти же годы Хачатурян впервые в жизни оказался на симфоническом концерте и был потрясён музыкой Бетховена и Рахманинова. «Танец для скрипки и фортепиано» стал первой работой композитора.

    «Как и все скрипачи, я горжусь тем, что первая серьёзная работа А. Хачатуряна, его „Танец“, был написан для скрипки. Композитор чувствует скрипку, как настоящий мастер — виртуоз», — сказал Давид Ойстрах о Хачатуряне.

    В 1926—1928 годах работал в Московском доме культуры Армении, где заведовал музыкальной частью 2-й армянской драматической студии под руководством Р. Н. Симонова.

    В 1929 году Хачатурян поступил в Московскую консерваторию, где учился по классу композиции сначала у M. Ф. Гнесина, затем у Н. Я. Мясковского; его наставниками по инструментовке были Р. М. Глиэр и С. Н. Василенко. В 1934 году он с отличием окончил Консерваторию и следующие два года совершенствовался там же в аспирантуре у Н. Я. Мясковского. Ещё к студенческим годам относятся такие его произведения, как Песня-поэма для скрипки с фортепиано (1929), Сюита для альта и фортепиано (1929), прославленная виртуозная Токката для фортепиано (1932), трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932). Далее Хачатурян создал, ориентируясь на традиции русской школы, Первую симфонию (1934), концерты с оркестром для фортепиано (1936, скрипки (1940), виолончели (1946). А затем — в 1960- годы — для тех же солирующих инструментов написал новый триптих — концерты-рапсодии (для скрипки — 1961,для виолончели — 1963, для фортепиано — 1968). Наиболее исполняема его симфония — Вторая (1944) — «Симфония с колоколом». Третья симфония (1947) получила название «Симфонии-поэмы». Среди фортепианных сочинений А.Хачатуряна заметны Сонатина (1959), Соната (1961, изданы две редакции, а также Три пьесы (сюита) для двух фортепиано (1945). В последние годы жизни композитор написал три сольные сонаты для струнных инструментов: скрипки, альта и виолончели. В 1944 году он стал автором музыки Гимна Армянской ССР.В Московской консерватории имя Арама Хачатуряна занесено на мраморную доску лучших выпускников музыкального вуза.

    В 1939 году он сочинил первый армянский балет «Счастье». Но недостатки либретто балета вынудили переписать большую часть музыки. В результате вся партитура «Счастья», по образному выражению самого автора, была им «раскулачена»… Завершилось все созданием балета «Гаянэ», но было это уже в годы Великой Отечественной войны. Вот как вспоминает об этом периоде композитор: «Жил я в Перми на 5-м этаже в гостинице „Центральная“. Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка… А в искусстве — пище духовной, нуждались все — и фронт, и тыл. И мы — артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры „Гаянэ“ я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что „Гаянэ“ — единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века…»

    Премьера балета состоялась зимой — 3 декабря 1942 года в Кировском театре Ленинграда. В следующем году он был удостоен Сталинской премии первой степени, одной из самых высоких наград того времени в сфере культуры. «Танец с саблями» из «Гаяне» принёс композитору всемирную славу.

    Сильнейшим потрясением для композитора стало Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели от 10 февраля 1948 г., в котором творчество А.Хачатуряна, наряду с творчеством С.Прокофьева и Д.Шостаковича, было отнесено к формалистическим проявлениям в искусстве. Композитор, по существу, замолк на много лет.

    Балет «Спартак» стал величайшей работой Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1954 году, а в декабре 1956 состоялась премьера. С этого времени «Спартак» прочно вошёл в репертуар балетных трупп и показывался на лучших сценах мира. Его ставили Л.Якобсон, И.Моисеев, Ю. Григорович, Е.Чанга и другие видные балетмейстеры.

    Одновременно Хачатурян работал в театре и кино; он написал музыку более чем к 20 кинофильмам, в их числе «Зангезур», «Пепо», «Владимир Ильич Ленин», «Русский вопрос», «Секретная миссия», «У них есть Родина», «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва». В 30—50-х годах Хачатурян написал музыку к спектаклям «Макбет» в Малом театре (1955) и «Король Лир» в Театре им. Моссовета (1958); широко известна его музыка к спектаклю Театра им. Вахтангова «Маскарад», созданная в 1941 году.

    С 1950 года Арам Хачатурян часто выступал как дирижёр, с огромным успехом гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и за рубежом. С 1950 года он преподавал композицию в Московской консерватории и в Институте им. Гнесиных (с 1951 — профессор). В числе его учеников были, в частности, Андрей Эшпай, Ростислав Бойко, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев, Марк Минков, Владимир Дашкевич, Кирилл Волков, Валерий Соколов, Эдгар Оганесян, Нобуа Терахара, Георг Пелецис, Анатоль Виеру, Рене Ээспере, Толиб-хон Шахиди. К «хачатуряновской школе» музыковеды справедливо причисляют виднейших композиторов Армении Арно Бабаджаняна , Александра Арутюняна, Эдварда Мирзояна. Формально они не учились у Хачатуряна, но он пристально следил за их творческими шагами, помогал и поддерживал советами.

    Заместитель председателя Оргкомитета (1939—1948), с 1957 года — секретарь Союза композиторов СССР. Президент Советской ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки (с 1958). Член Советского комитета защиты мира (с 1962), академик Академии наук Арм. ССР.

    Среди интерпретаторов его музыки — крупнейшие величины исполнительского искусства ХХ столетия: Д.Ойстрах, М.Ростропович, Я. Слободкин, Л.Оборин, Я.Флиер, В.Клайберн, Н.Шаховская, Н.Петров, М.Лимпани…

    Похоронен в Пантеоне парка имени Комитаса столицы Армении Еревана.

    Произведения А. И. Хачатуряна опубликованы в посмертно изданном в Москве многотомном собрании его сочинений.

    Жил короткое время и трудился в нынешнем Басманном районе на улице Покровка.

    Награды и премии
    Герой Социалистического Труда (1973)
    три ордена Ленина (1939, 1963, 1973)
    Орден Октябрьской Революции (1971)
    два ордена Трудового Красного Знамени (1945, 1966)
    Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
    Медаль «В память 800-летия Москвы»
    Медаль «За оборону Кавказа»
    Медаль «За оборону Москвы»
    Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
    Народный артист СССР (1954)
    Народный артист РСФСР (1947)
    Народный артист Армянской ССР (1955)
    Народный артист Грузинской ССР (1963)
    Народный артист Азербайджанской ССР (1973)
    Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944)
    Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1938)
    Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1967)
    Ленинская премия (1959) — за балет «Спартак»
    Государственная премия СССР (1971) — за музыку Триады концертов-рапсодий для скрипки с оркестром; для виолончели с оркестром; для фортепиано с оркестром
    Сталинская премия второй степени (1941) — за Концерт для скрипки с оркестром
    Сталинская премия первой степени (1943) — за балет «Гаянэ»
    Сталинская премия первой степени (1946) — за Вторую симфонию
    Сталинская премия первой степени (1950) — за музыку к двухсерийному кинофильму «Сталинградская битва»
    Государственная премия Армянской ССР (1965)
    Орден Искусств и литературы степени командора (1974)
    Орден «Науки и искусства» 1-й степени (1961, Объединённая Арабская Республика) — за выдающуюся музыкальную деятельность
    Памятная медаль в связи с 25-летием восшествия на престол шахиншаха Ирана (1965)
    Заслуженный деятель искусств Польской Народной Республики — за заслуги перед польской культурой
    Академик АН Армянской ССР (1963)
    Доктор искусствоведения (1965)
    Почётный член Академии «Санта-Чечилия» в Риме (1960)
    Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1961)
    Почётный профессор Мексиканской консерватории (1960).

    Основные сочинения
    Балет
    «Счастье» (1939)
    «Гаянэ» (1941, вторая редакция 1952)
    «Спартак» (1956, вторая редакция — 1958, третья — 1962, четвёртая — 1968)
    Оркестровые сочинения
    Три симфонии (1934, 1944, 1947)
    Танцевальная сюита (1933)
    «Русская фантазия» (1944)
    «Ода памяти Ленина» (1948)
    «Торжественная поэма» (1950)
    «Приветственная увертюра» (1958)
    Сюиты из музыки к балетам, театральным постановкам, кинофильмам
    Концерты
    Концерт для фортепиано с оркестром (1936)
    Концерт для скрипки с оркестром Ре-минор (1940)
    Концерт для виолончели с оркестром (1946)
    Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961)
    Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963)
    Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968)
    Камерные ансамбли
    Струнный квартет (1931)
    Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1932)
    Сочинения для скрипки
    Танец № 1 (1926)
    Аллегретто (1929)
    Песня-поэма (в честь ашугов) (1929)
    Соната (1932)
    Сочинения для виолончели[править
    Песня странствующего ашуга (1925)
    Элегия (1925)
    Пьеса (1926)
    Сон (1927)
    Соната для виолончели соло (1974)
    Сочинения для фортепиано
    Вальс-каприс (1926)
    Танец (1926)
    Поэма (1927)
    Семь фуг (позже вошли в сб. «Речитативы и фуги») (1928—1929)
    Токката (1932)
    Три пьесы для двух фортепиано (сюита) (1944—1945)
    Детский альбом (первая тетрадь) (1947)
    Сонатина в трех частях (1959)
    Соната в трех частях (посвящена Н. Я. Мясковскому) (1961; издана в двух редакциях)
    Детский альбом (вторая тетрадь) (1965)
    Семь речитативов и фуг (1928—1970)
    Вокализ (из музыки к к/ф «Отелло»,1955)
    Музыка к театральным постановкам
    «Разоренный очаг» и «Хатабала» Сундукяна, «Восточный дантист» Пароняна, «Багдасар ахпар» («Дядюшка Багдасар») (все — в 1927—1935, Драматическая студия при Доме культуры Армянской ССР, Москва), «Долг чести» Микитенко (совм. с H. H. Рахмановым, 1931, МХАТ 2-й), «Макбет» Шекспира (1933, Театр им. Сундукяна, Ереван), «Большой день» Киршона (1937, Центральный театр Красной Армии, Москва), «Баку» Никитина (совм. с А. Я. Пейсиным, 1937, Ленинградская театр-студия под рук. С. Э. Радлова), «Валенсианская вдова» Лопе де Вега (1940, Московский театр им. Ленинского комсомола), «Маскарад» Лермонтова (1941, Театрр им. Вахтангова, Москва), «Кремлевские куранты» Погодина (1942, МХАТ); «Глубокая разведка» Крона (1943, МХАТ), «Последний день» Шкваркина (1945, Театр им. Вахтангова), «Южный узел» Первенцева (1947, Центральный театр Советской Армии, Москва), «Сказка о правде» Алигер (1947, там же), «Илья Головин» Михалкова (1949, МХАТ), «Весенний поток» Чепурина (совм. с Н. В. Макаровой, 1953, Центральный театр Советской Армии, Москва), «Ангел-хранитель из Небраски» Якобсона (1953, МХАТ), «Лермонтов» Лавренёва (1954, там же), «Макбет» Шекспира (1955, Малый театр, Москва), «Король Лир» Шекспира (1958, Театр им. Моссовета).
    Фильмография
    2006 — «Осеннее солнце» (Армения, короткометражный)
    2000 — «Рождество» (Армения, короткометражный)
    1985 — «Маскарад»
    1975 — «Спартак» (фильм-балет) (фильм-спектакль)
    1968—1971 — «Люди на Ниле»
    1962 — «Люди и звери»
    1957 — Поединок
    1955 — «Салтанат»
    1955 — «Отелло»
    1955 — «Костер бессмертия»
    1953 — «Сеанс гипноза» (короткометражный)
    1953 — «Корабли штурмуют бастионы»
    1953 — «Адмирал Ушаков»
    1950 — «Секретная миссия»
    1949 — «У них есть Родина»
    1948—1949 — «Сталинградская битва»
    1947 — «Свет над Россией»
    1947 — «Русский вопрос»
    1944 — «Человек № 217»
    1941 — Армянский киноконцерт (короткометражный)
    1940 — «Салават Юлаев»
    1939 — «Сад»
    1938 — «Зангезур»
    1935 — «Пэпо»
    Ответить Подписаться