• Афанасьев Сергей Александрович, дважды Герой Социалистического Труда

    Сергей Александрович Афанасьев родился 30 августа 1918 года в горле Клин Московской области.

    В 1941 году окончил с отличием МВТУ им. Баумана, работал инженером-конструктором на артиллерийском заводе в подмосковном городе Калининграде. Во время учёбы работал старшим наладчиком станков-автоматов на ЗИСе.

    Во время Великой Отечественной войны, после эвакуации оказался в Перми на Мотовилихинском артиллерийском заводе, где проработал всю войну, последовательно пройдя ступени инженера-конструктора, старшего инженера-конструктора, начальника технического отдела, заместителя начальника цеха, заместителя главного механика завода. Член КПСС (1944).

    В 1946 году приказом министра вооружения был переведён в Главное техническое управление Министерства вооружения СССР, в котором работал старшим инженером, начальником отдела, заместителем начальника управления. В 1955 году назначен начальником Технического управления Министерства оборонной промышленности СССР.

    В 1957 г. был назначен заместителем председателя совнархоза Ленинградского экономического административного района по оборонной промышленности. С 1958 г. возглавлял Ленинградский, с 1961 по 1965 г. — председатель СНХ РСФСР и заместитель председателя Совета Министров РСФСР.

    В 1965-1983 гг. — министр общего машиностроения СССР. На этом пост ему пришлось организовывать работу «с нуля», объединяя под единым началом многие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро (КБ), работающие над созданием ракетно-космической техники.

    Под его руководством была решена ключевая государственная задача — достигнут паритет ракетно-ядерных сил в мире. Ещё в 1965 г. соотношение в этой области выглядело как десять к одному в пользу США. Министерство общего машиностроения сумело в короткие сроки внедрить последние разработки КБ и наладить производство по созданию лучших образцов межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет для подводных лодок . На боевое дежурство в шахтных и иных пусковых устройствах встали около 1000 МБР и 500 БРПЛ.

    При этом все приводные рычаги этого необъятного хозяйства были в министерстве. Афанасьев как-то признался, что мысль о возможном сбое или технических неполадках, которые могли бы привести к взрыву ракеты в шахте или непредвиденному запуску, беспокоила его на протяжении всей карьеры.

    Министерство также обеспечивало создание орбитальных станций, в том числе станция Мир.

    Афанасьев был одним из немногих, кто осмелился ослушаться Берию. На совещании в Кремлев 1950-х годах Берия поставил задачу наладить выпуск военных ракет на одном из заводов на юге страны в рекордно сжатые сроки — за несколько месяцев. Сергей Афанасьев, в то время молодой инженер, сказал, что это нереальная задача и потребовал больше времени. После совещания лишь один из присутствующих заступился за упрямого инженера, и пояснил, что если Афанасьева уберут, начало производства затянется больше чем на год, так как реальной замены ему нет.

    В 1983—1987 гг. — министр тяжёлого и транспортного машиностроения, а с 1988 г. работал консультантом в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

    Дважды Герой Социалистического Труда (1975 и 1978).

    Депутат Верховного Совета СССР 6-11 созывов.

    Член ЦК КПСС 1961-1989 г.г.

    Умер 13 мая 2001 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

    Reply Follow